155
ОБУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМ «ВРАЧ — БОЛЬНОЙ»
Sapir М. (dir.) Formation a la
relation soignant-soigne: Mythe et realite. La pensee sauvage editions. Paris, 1989.
157 p.
В
основу сборника, являющегося этапным итогом более чем 20-летней деятельности
Ассоциации исследований и изучения формирования функционального здоровья, возглавляемой
Мишелем Сапиром, положены материалы франкоязычной конференции по обучению
контакту «врач — больной».
Во введении
М. Сапир подчеркивает, что технический прогресс медицины может быть
по-настоящему эффективным лишь при включении в контекст отношений «врач —
больной». Он различает общение как информационный процесс и контакт как процесс
межличностных и во многом не осознанных отношений. Подчеркивается невозможность
изучения и формирования контакта «врач — больной» без обращения к
психоаналитической теории и бессознательному.
Первая
глава «Миф и реальность» открывается статьей П. Федида о метапсихологическом
подходе к обучению контакту. Симптомы, медикаменты и пр.— объективные вещи, но
переживание их происходит в сложных и динамичных системах, включающих проекцию,
вытеснение, идентификационные процессы, перенос и контрперенос и т. д. При этом
внутриличностные проблемы терапевта сказываются на широком круге действий — от
выбора профессии до врачебных ошибок.
Статья
Ж.-Ж. Кресса посвящена соотношению теории и психотерапевтической подготовки
психиатров в ходе специальных семинаров. Конечной задачей обучения является
преодоление противоречия между разящей точностью теоретического знания и
сопротивляющейся ей размытостью клинической реальности.
По
мнению Л. Израэль, схема, в соответствии с которой преподаватель обладает
опытом и знаниями, а ученик приобретает и усваивает их,— рудиментарна: реальный
сценарий обучения намного сложнее. Анализируя динамику балинтовских групп и
собственный опыт, автор заключает: «...необходимо и достаточно, чтобы преподаватель
признал, что его слушателям есть чему научить его, а не наоборот» (с. 37).
Статья
М. Сапира «Педагогика, обучение, терапия» — это развернутый историко-культурный
и теоретический экскурс в формирование, методологию, организацию и методический
аппарат обучения контакту «врач — больной». Психоаналитическое обучение в
отличие от собственно педагогики требует, чтобы обучающий не порывал связей с
практикой, без которой невозможна «педагогика психоаналитического вдохновения».
Ответственность перед обучаемыми с необходимостью предполагает несение реальной
ответственности перед больными. Автор сожалеет о снижении интереса к обучению
терапевтическому контакту. Знание существует, напоминает он слова Сократа, и,
следовательно, оно преподается и требует учителя. Действенная же добродетель
как правда медицины такого хозяина не имеет — ей можно учиться и научиться, но
ей нельзя научить, преподать ее.
П.-Б.
Шнейдер подчеркивает важность диалога между представителями различных
психотерапевтических школ и направлений, обучающих контакту «врач — больной». Если
мы хотим обучать врача, важно воспринимать его не только как обучающуюся
машину, но и как часть «социального тела» медицины с присущими ему
социально-культурными установками, фантазиями, желаниями, фрустрациями и т. д.
Вторая
глава посвящена проблеме обучения и идентичности. От 30 до 40 % больных,
подчеркивает А. Миссекар, обращаются к врачам с кризисами тревоги,
соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств, психосоматическими расстройствами.
Опора в работе с ними только на теории органического функционирования тела,
защита от эмоциональной, эмпатической связи с пациентом могут быть потребностью
персонала, но это лишает
156
пациента необходимой помощи. Обучение
контакту с пациентом может казаться «диким» приложением психоанализа, но
приводимые автором примеры и обоснования убеждают в целесообразности такого
обучения.
Две
статьи посвящены теме «Обучение и идентичность». Ж. Келаусс и Ж. Гликман
останавливаются на проблеме превышения функций врача как проблеме идентичности.
Обучение, полагает Н. Монгрен, должно осуществляться с учетом этапов «медицинской
идентификации»: 1) приобретение знаний, 2) первичная жесткая идентичность,
защищающая специалиста от эмоциональной вовлеченности, 3) выработка гибких
идентификационных структур и процессов.
М. Сури
обращается к проблеме нарциссизма в обучении контакту «врач — больной». Программы
трехгодичных обучающих семинаров организованы так, чтобы улавливать,
регулировать и но мере возможности преодолевать нарциссические мотивации
обучающих и обучаемых, помочь личностной самореализации врача без препятствующейей
нарциссической тревоги.
Третья
глава «Обучение контакту и учебные заведения» состоит из трех статей. Сложность
роли психоаналитика, отмечает Д. Люмине, связана с тем, что он действует в
сложившейся системе обучения с присущими ей отношениями и трудностями. Сохраняя
уважение к индивидуальной и групповой метазащите, он репрезентирует эти
трудности в сознании обучаемых, используя для чтого широкий круг методик, включая
игровые.
Ж.-П.
Делиль обсуждает вопросы обучения контакту в лечебных учреждениях, являющихся
базами учебных заведений: лечебное учреждение обучает врачей и персонал в ходе
самой своей деятельности. Основной смысл обучения состоит в том, что в выработке
терапевтического плана участвует не только медицинский персонал, но и сам пациент,
в противном случае работа учреждения и врача вырождается в манипуляторство.
С.
Коэн-Леон обращается к вопросу обучения контакту в учреждениях
неуниверситестского типа, чье назначение –– совершенствование использования
знаний в общении с пациентом, а не собственно передача знаний. Одна из главных
задач ассоциаций, берущих на себя обучение врачей, состоит в постоянном
взаимообучении преподавателей. Другая задача — поиск форм обучения, которые не
структурировались бы в жесткие и ригидиые системы. Автор описывает формы
обучения контакту с использованием релаксации.
Практике
обучения контакту полностью посвящена следующая глава. А. Тренкель обсуждает
эффекты обучения в балинтовских группах; он останавливается на вкладе
психоаналитической доктрины в общую проблему психосоматической терапии, на
анализе сущности балинтовских групп. Обучение в них внешне не изменяет деятельность
врача, но позволяет ему значительно углубить и расширить восприятие психического
и телесного бытия пациента. Ссылаясь на работы М. Сапира, автор отмечает, что
контакт с больным не сводится к психологическому в рутинном смысле, но включает
в себя связанные с переживанием телесности процессы переноса и контрпереноса:
врач и больной — личности «во плоти».
Статья
А. Каин посвящена психодраматическим методам обучения контакту. Приводятся
конкретные случаи и примеры ситуаций обучения, изящно укладывающиеся в ход
теоретического и методического анализа. Ж.-П. Леманн проводит параллель между психодрамой
и релаксацией в обучении контакту, ибо в релаксации субъект включает в игру
свое тело. Вместе с тем релаксация сравнима с аналитической терапией, в которой
субъект приглашается «молча говорить», выражать через телесную экспрессию все,
что ему вздумается. Тело (функциональное, эрогенное, страдающее и т. д.),
которое в классическом анализе призвано молчать, здесь обретает право голоса.
Книга в
целом глубоко созвучна развиваемому в советской медицине Ф. В. Бассиным, В. С.
Ротенбергом и другими направлению, в рамках которого контакт врача и пациента,
придание категориям сочувствия, добра, любви клинического и психофизиологического
смысла являются главной силой и необходимым условием любой психотерапии. Сборник
вводит в одну из методических сфер, помогающую совершить это переосмысление на
осознанном и действенном уровне. Разумеется, в космосе терапии есть и другие
сферы.
В. Е. Каган
Ленинград